Ритмическое построение жизни в детском саду.


Чем более ритмична жизнь маленького ребенка, тем более здоровым образом протекает его развитие.
Трудно переоценить значение ритма в жизни человека и всего окружающего его мира.
Из года в год повторяется смена времен года, месяцев, смена дня и ночи, закаты и восходы Солнца. Человек живет в ритмах, не всегда замечая это: кровообращение, пищеварение, дыхание, бодрствование и сон, и многое другое - это наши внутренние ритмы. Человек рождается с этими ритмами.

Для маленького ребенка жизнь в соответствии с ними имеет первостепенное значение. Его внутренние ритмы еще не сбалансированы, и организованная жизнь во внешних ритмах помогает ему сделать это здоровым образом.
Маленькие дети не могут сами организовать свою жизнь в соответствие со здоровыми ритмами. Поэтому так важно, чтобы мы, взрослые, сознательно помогали ребенку войти в здоровый жизненный ритм. В детском саду мы уделяем большое внимание тому, чтобы дневной, недельный и годовой ритмы сохранялись бы неизменными.

Трудно переоценить значение ритма в жизни человека и всего окружающего его мира.
Из года в год повторяется смена времен года, месяцев, смена дня и ночи, закаты и восходы Солнца. Человек живет в ритмах, не всегда замечая это: кровообращение, пищеварение, дыхание, бодрствование и сон, и многое другое — это наши внутренние ритмы. Человек рождается с этими ритмами.

Для маленького ребенка жизнь в соответствии с ними имеет первостепенное значение. Его внутренние ритмы еще не сбалансированы, и организованная жизнь во внешних ритмах помогает ему сделать это здоровым образом.
Маленькие дети не могут сами организовать свою жизнь в соответствие со здоровыми ритмами. Поэтому так важно, чтобы мы, взрослые, сознательно помогали ребенку войти в здоровый жизненный ритм. В детском саду мы уделяем большое внимание тому, чтобы дневной, недельный и годовой ритмы сохранялись бы неизменными.
Ритмы дня:

8.00 – 9.00 – свободная игра
9.00 – 9.10 – приветствие
9.15 – 9.30 – завтрак
9.30 – 10.00 – творчество
10.00 – 10.20 – музыкально-ритмическая игра
10.20 – 10.35 – второй завтрак
10.45 – 12.00 – прогулка
12.00 – 12.15 – пальчиковая игра, сказка
12.20 – 12.40 обед
13.00 – 15.00 – дневной сон
15.00 – 16.00 – игра, свободное творчество
16.00 – полдник
16.20 – 17.00 – свободная игра
17.00 – 17.45 – рукоделие, творчество, чтение книг
18.00 – 19.00 – прогулка
Ритмы недели:

Занятия первой половины дня:
пн. – живопись красками на водной основе (техника мокрой акварели)
вт. – лепка из воска, восковая сказка
ср. – работаем с живым тестом (печем печенье)
чт. - эвритмия (групповое занятие)
пт. – уборка

Занятия второй половины дня:
  • игры и занятия на тему окружающий мир;
  • логические игры, игры в кругу, игры за столом;
  • чтение книг;
  • теневой театр;
  • свободное творчество (валяние, работа с лоскутами, крафтовой бумагой, картоном, шьем и нанизываем, аппликации, рисуем блочными мелками и много другое);
  • сказка, подготовленная детьми;
  • свободная игра
Эпохи и годовой ритм

Годовой ритм представляет собой чередование эпох, каждой из который отводится примерно месяц. Эпохи венчаются праздником. Каждый праздник связан с той или иной добродетелью. Мужество, благодарность, любовь, сочувствие, верность выступают в образной форме сказки, истории, сюжета кукольного представления или игрового действия и противопоставляются дурным качествам, также выступающим в виде сказочных персонажей.

Сентябрь - Эпоха Урожая
Октябрь - Эпоха Михаила. Посвящена небесному воину, победжающему зло.
Ноябрь - Эпоха Гномов и Праздник Фонариков
Декабрь – Рождество
Январь - Святки. Зимняя эпоха
Февраль - Масленица
Март - Встреча Весны и Заклички птиц
Апрель - Пасхальная Эпоха
Май - Встреча лета. Майский сад
Июнь, Июль, Август - Эпоха лета

Годичный кругооборот также находит отражение в «столике времен года» - особом месте, на котором можно встретить типичные для этого времени года или праздника материалы и фигуры. На годичный круг ориентированы различные игры и хороводы, а также поделки с детьми. Такая организация направлена на сознательное переживание изменений, происходящих в природе в течение года, помогает детям гармонично найти себя в земном природном и культурном окружении.